Десять причин, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу.

Кирнарская Д.К., доктор искусствоведения, доктор психологических наук, 
проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.


Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, секция по плаванию, танцы и прочее, и прочее ... Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители: 

1. Играть – это следовать традиции.

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину.

Заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи.

4. Музыка и язык – близнецы-братья.

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.
Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка структурна и иерархична.

Крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления. Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения.

Или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.
Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими. Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.
Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.
Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1-9.
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.

Методика «Карта одаренности» (для родителей)

Общая характеристика : Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.

Первая и основная функция – диагностическая.

С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребенку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая.

Утверждения, по которым Вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция : Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

  • (++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

  • (+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

  • (0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

  • (–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры-драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. интеллектуальная;

  2. творческая;

  3. академическая (научная);

  4. художественно-изобразительная;

  5. музыкальная;

  6. литературная;

  7. артистическая;

  8. техническая;

  9. лидерская;

  10. спортивная.